Модель для тестирования радиоуправляемого вертолета 3D-X 450 v.F была нам любезно предоставлена компанией «Планета Хобби».
Для выполнения 3D полетов модель была укомплектована:
Бесколлекторный электромотор: Dualsky XM3428CH-7
Регулятор скорости: Sonix 60A
Гироскоп: Logictech 2100T
Лопасти: 3D-X угольные 325 мм.

Довольно своеобразно выполненная конструкция модели требует некоторого привыкания, но при детальном рассмотрении позволяет увидеть немало положительных моментов в компоновке рамы по сравнению с другими версиями 3D-X 450 и моделями других производителей данного класса, чем ожидается с первого взгляда.

Верхняя рама с разнесёнными подшипниками под основной вал позволила усилить крепление ротора в раме для исключения вибрации при незначительных отклонениях в балансировке основного ротора и лопастей.

Оригинальное крепление сервомашинок позволяет более легко производить установку и ремонт.

Нижняя рама в передней части имеет практически закрытый отсек для аккумулятора, что позволяет не опасаться за его целостность даже при жёстких падениях.

Верхнее расположение мотора позволяет легко его устанавливать и обслуживать, а как же контролировать его температурный режим.
Отсутствие вокруг мотора других конструктивных элементов улучшает обдув и циркуляцию воздуха. Так же такое расположение мотора положительно влияет на скорость переворотов в 3D пилотаже.

Основной ротор выполнен так же основательно, как в предыдущих версиях 3DX. Промежуточный вал фиксируется более мощными, сплошными резиновыми проставками.
Верхние качалки автомата перекоса удлинены, что положительно повлияло на скорость изменения угла атаки лопастей.

Хвостовой ротор выполнен так же, как и в предыдущих версиях 3D-X.

Шасси оригинальной конструкции выполнены из карбоновых облегченных пластин и имеют достаточно большой запас прочности.
В целом конструкцию вертолета можно оценить как очень удачную.
Плюсы вертолета 3DX 450 версия F:
1. Жесткая, крепкая конструкция рамы, из толстого карбона толщиной 1.7 мм.
2. Хорошая компоновка и расположение всех элементов конструкции.
3. Закрытый отсек под аккумулятор.
4. Широкая площадка под приёмник, позволяющая устанавливать приёмники большого размера.
5. Вертолёт выполнен в карбоне и металле.
6. Верхнее расположение мотора.
7. Удачное крепление сервомашинок и хвостовой балки.
8. Широкие шасси (шире стандарта на 25 мм.)
9. Довольно низкая цена по сравнению с другими вертолетами этого класса.
Замечания по 3D-X 450 v.F и что было доработано в процессе сборки:
Тарелка автомата перекоса при максимальных циклических углах наклона (когда тангаж и крен одновременно в крайних положениях) может задевать за тяги предкомпенсатора и крепление направляющей. Чтобы этого не происходило, при настройке передатчика необходимо четко задать максимальные отклонения серво.
Нет специальной площадки для установки гироскопа в задней части рамы, но ее легко сделать самостоятельно из куска текстолита и прикрепить в удобном месте.
Некоторые детали имеют завышенный допуск по посадочным размерам.
При сборке обнаружилось небольшое горизонтальное биение основной пластиковой шестерни. Передаточная шестерня на хвостовой ремень имеет очень свободную посадку на вал. Чтобы избежать биения этой шестерни, можно сделать прокладку из тонкой фольги между валом и посадочным отверстием. Шестерня центруется с помощью двух винтов под внутренний шестигранник.
При установке лопаток флайбара и хвостовых лопастей необходимо их взвесить и тщательно отбалансировать, т.к. разный вес этих вращающихся парных деталей может вызвать дисбаланс и сильную вибрацию.
Наши доработки:
1. Нижнюю проставку рамы в носовой части можно переставить наверх (отверстия имеются).

2. Переднюю носовую проставку можно уменьшить на 4 мм (до 40 мм), для зауживания передней части рамы и лучшей посадки кабины.
3. Аккумулятор удобно вставлять снизу.
4. Есть смысл поставить дополнительную проставку перед моторной шестернёй (для исключения смещения аккумулятора назад и попадания в зону вращения).
5. Верхнюю площадку рамы можно сделать сплошной, или со специальными вырезами, для более удобного крепления приёмника.
6. Нижнюю часть рамы мы усилили ещё двумя проставками для крепления шасси. Одну установили между двумя имеющимися, что позволило закрепить регулятор, а вторую поставили в самом конце рамы и между двумя последними проставками сделали площадку для крепления гироскопа.

7. На крайнюю проставку закрепили подкосы хвостовой балки.

8. Доработали карбоновые пластины крепления шасси для усиления конструкции.

Авторы обзора: Алексей и Валерий Нездайминовы (HELI-SPB.RU)