Перейти к содержимому


Фотография

Обтяжка самолёта плёнкой.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Bil

Bil

    RCHOBBY TEAM

  • Модераторы
  • 2001 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 17 Apr 2007 - 13:45

часть 1

В этой статье мне хочется поговорить о немаловажном факторе при постройке современной модели самолёта – её внешней отделке. В своё время, знаменитый советский авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев сказал, что красивый самолёт должен хорошо летать. Я с ним абсолютно, согласен, эстетика в нашем деле вещь немаловажная. Но этого в нашем деле мало. Грамотная отделка модели может придать ей дополнительной прочности, что не маловажно как для опытных моделистов, так и для начинающих, изготавливающих свою первую модель. Именно на эту категорию моделистов и направлена донная статья.
При постройке современной радиоуправляемой модели самолёта, одним из завершающих этапов является обтяжка модели. Конечно же, материал, который моделист выбирает для этого вида работ напрямую зависит от материала из которого построена сама модель. Наиболее часто, на моделях изготовленных из бальзы, применяются цветные плёнки на лавсановой основе, с нанесённым на одну сторону термоклеем. А для самолётов построенных с применением пенопласта - обычный цветной скотч, который в умелых руках может творить чудеса!
Начальным этапом при обтяжке модели является подбор цветовой гаммы плёнок, которые вы решите применить для обтяжки. Сразу оговорюсь, что основным принципом должен быть принцип различимости окраски верхней и нижней части модели. Если при видах сверху или снизу разница не наблюдается, то в полёте могут возникнуть серьёзные трудности.

P1010005.JPG P1010003.JPG img_2568_279.jpg img_2578_800_707.jpg

При обтяжке модели любыми материалами следует придерживаться правила, что сначала наклеиваются более светлые тона плёнки, а затем более тёмные. Следует также учитывать и толщину плёнок. Разница может быть очень существенна, особенно чувствительны к толщине плёнки небольшие электролёты с полётным весом 400-500гр. В случае правильного подбора материала можно несколько уменьшить вес планера без потери прочности.
Подготовку к работе нужно начинать с выбора материала и цветов плёнок или скотча. Нужно заранее продумать цветовой дизайн модели. Либо взять за основу уже готовый прототип.
Рассмотрим вариант отделки композитно – бальзового самолёта с электрическим двигателем.
P1010044.JPG P1010045.JPG

Для работы необходим набор простых инструментов.
1. Модельный утюг с возможностью регулировки температуры (в крайнем случае, можно обойтись небольшим бытовым утюжком).
2. Острый скальпель, или строительный нож со сменными лезвиями.
3. Ножницы.
4. Мягкая кисточка.
5. Металлическая линейка.
6. Плотный резиновый или пластиковый коврик ,чтобы не царапать стол.
Из материалов необходимо иметь:
1. Плёнку.
2. Клей МОМЕНТ КРИСТАЛЛ (прозрачный)
3. Растворитель 646.
4. Плотный картон или тонкий текстолит для изготовления лекал и шаблонов криволинейного рисунка.
P1010046.JPG P1010047.JPG
Начинать работу лучше всего с подготовки рабочего места. При обтяжке прозрачными плёнками нужно постараться освободить помещение от пыли, особенно, если предыдущим этапом была работа с бальзой. Бальзовая пыль очень летучая и легко оседает на плёнке. И если при работе с непрозрачными материалами с этим можно как-то мириться, то в нашем случае это очень критично. Пыль, осевшая на обратной стороне прозрачной плёнки, смотрится крайне неприглядно и портит внешний вид готовой модели.

Обтяжка плоскостей стабилизатора, киля.

Теперь можно начать подготовку модели к обтяжке. Все бальзовые элементы следует также очистить от пыли кусочком мягкого поролона, А элементы, изготовленные из композитных материалов (угольные трубки, кевлар, и т.д.), нужно покрыть тонким слоем клея МОМЕНТ КРИСТАЛЛ разбавленным 646 растворителем, для лучшего сцепления плёнки с поверхностью композита. Хочу заметить, что я неспроста выделил название клея. Если использовать обычный МОМЕНТ, то при попытке разбавить его растворителем вы получите большую вероятность его свёртывания.
Чтобы клей попал только на нужные участки модели, можно использовать обыкновенный бумажный скотч. Он закроет участки, которые нужно защитить от попадания клея. Далее наносим жидкий клей на незащищённые поверхности, даём просохнуть 25-30 минут и аккуратно снимаем скотч.
P1010048.JPG P1010049.JPG
Пока клей сохнет, можно вырезать заготовки плёнки по размерам подготовленных к обтяжке элементов модели и включить утюг на прогрев.
Рабочую температуру утюга я обычно выставляю экспериментально, в зависимости от типа применяемой плёнки, но лучше начать с минимальной, постепенно увеличивая и проверяя на небольшой деревянной рамке с кусочком плёнки до получения приемлемого результата.
После высыхания клея делаем примерку заготовок на соответствие размеров. По краям нужно оставить припуск 5 - 8 мм.
P1010050.JPG P1010051.JPG

Если всё размеры соответствуют, можно, предварительно сняв защитный слой с клеевой части плёнки, приступить к привариванию.
Приваривание нужно начинать по периметру плёнки точками, с интервалом 30-40 мм, не забывая о том, что плёнка при нагревании сильно усаживается. Вторым проходом уменьшаем интервал до 15-20 мм и привариваем полностью, по периметру не допуская складок м морщин.
P1010052.JPG P1010059.JPG
Хочу обратить особоё внимание на то, что плёнка при натяжении сильно усаживается и создаёт все предпосылки для перекоса крыла, или другой плоскости модели, если её прочность на крутку недостаточно высока. Поэтому обтяжку крыльев, рулевых плоскостей, лучше делать в следующем порядке:
1. Привариваем плёнку по периметру плоскости сверху.
2. Привариваем плёнку по периметру плоскости снизу.
3. Постепенно и равномерно делаем натяжение пленки сверху и снизу плоскости, от периметра к центру, не допуская морщин и равномерным натяжением устраняя возможные перекосы.
P1010053.JPG P1010055.JPG
На фотографии снизу слева – плёнка приварена к крылу, но ещё не натянута, справа, после равномерного прохода утюгом, всё готово, морщин и перекосов нет
P1010056.JPG P1010057.JPG
Аналогично поступаем со всеми плоскостями и рулевыми поверхностями
P1010044.JPG P1010047.JPG
Вырезаем и заготовки для обтяжки стабилизатора и киля.
P1010051.JPG P1010050.JPG P1010052.JPG P1010054.JPG P1010055.JPG P1010056.JPG
Следующим немаловажным и одним из сложных этапов является обтяжка законцовок крыла, если конечно они имеются на конкретной модели. Некоторая сложность для начинающих моделистов заключается в том, что плёнку, как правило приходится укладывать на криволинейные поверхности и при натяжении не допустить появления морщин и складок.
P1010060.JPG P1010061.JPG
Для законцовки следует заготовить отрезок плёнки несколько больших, чем обычно размеров. Я, как правило, готовлю плёнку с допуском 50-70 мм, чтобы её можно было уверенно подтягивать рукой. Операцию начинаем с приваривания отрезка плёнки к крайней нервюре с нахлёстом в 4-5 мм. Первый проход делаем как обычно точечными участками, вторым проходом, аккуратно привариваем плёнку по всей длине нервюры
P1010064.JPG P1010068.JPG
Далее следует самый ответственный участок работы на этом этапе – приваривание плёнке к законцовке крыла. Если попытаться сразу приварить плёнку, то на криволинейных поверхностях непременно образуются морщины и складки, которые в дальнейшем будет очень сложно исправить. Для устранения подобных проблем нужно рукой натянуть плёнку, одновременно прогревая утюгом в местах возникновения складок. Под воздействием температуры складки уйдут и, пленку можно будет окончательно приварить к законцовке, не забывая в дальнейшем сделать окончательную подтяжку.
P1010065.JPG P1010067.JPG
После выполнения операций по обтяжке плоскостей получаем промежуточный результат. Остаётся только доделать фюзеляж и прилепить декоративные наклейки и надписи.
P1010057.JPG

#2 Bil

Bil

    RCHOBBY TEAM

  • Модераторы
  • 2001 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 17 Apr 2007 - 14:35

часть 2

Обтяжка фюзеляжа.

С работой по обтяжке фюзеляжа, как правило, никаких сложностей не возникает. Технология ничем не отличается от рассмотренной выше. Исключение может составить только стык крыла и фюзеляжа. Для того, чтобы пленка точно стыковалась, не оставляя открытых участков, по профилю крыла можно изготовить шаблон и в дальнейшем его использовать. Дальше всё видно из нескольких фотографий, которые полностью иллюстрируют весь процесс.

P1010059.JPG P1010061.JPG P1010063.JPG P1010066.JPG
P1010072.JPG P1010074.JPG P1010069.JPG P1010068.JPG
P1010070.JPG

После окончания работы и во время всего процесса необходимо следить за тем, чтобы при натяжении плёнки не возникало перекосов конструкции планера. При возникновении провисания плёнки, дефект также можно устранить нагретым утюжком
P1010077.JPG P1010075.JPG

Нанесение декалей.

Для окончательной отделки модели и придания ей эстетичного внешнего вида, можно нанести на плоскости и фюзеляж несколько декалей. Их можно приобрести на автомобильном рынке или в автомагазине. Лично я столкнулся только с проблемой выбора. Когда очень много, тогда трудно выбирать. После целого часа перебора всевозможных вариантов остановился на огненном Мефистофиле на фюзеляж и языках пламени на крыло.
P1010006.JPG P1010007.JPG
Для облегчения веса, можно острым скальпелем или маленькими ножницами вырезать все прозрачные элементы наклеек. Потом стоит продумать их расположение на модели и аккуратно наклеить, не допуская возникновения воздушных пузырей. Если всё же это случилось, огорчаться не стоит. Нужно тонкой иголкой проколоть отверстие в пузыре, не задевая пленку. И выпустить скопившийся воздух. Чтобы наклейки лучше прилипли к плёнке, я обычно прогреваю их феном для сушки волос. После прогрева они немного усаживаются и значительно лучше держатся.
P1010014.JPG P1010015.JPG P1010017.JPG P1010019.JPG

После нанесения декоративных наклеек, модель приобретает вид законченного изделия, и готова к установке остального оборудования.
P1010011.JPG P1010022.JPG

В заключении хочется отметить, что в статье рассмотрены только основные принципы и моменты, которые необходимо учитывать начинающим моделистам. Опыт придет со временем. Трудности, которые раньше казались практически непреодолимыми, уйдут в прошлое. И вспоминать их, Вы будете с улыбкой, вполне возможно, испытывая настольгию по тем временам, когда самодельные летающие модели в руках опытных моделистов казались чем то далёким и практически недостижимым.

Удачи Вам!




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика