Перейти к содержимому


Фотография

Аир-6 м1/20 резиномоторная копия

резиномоторная копия АИР-6

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 57

#1 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 11 Jul 2023 - 22:36

АИР-6 м1/20 резиномоторная копия
 
Приветствую, коллеги!
Увидел пару тем на этом форуме про миниатюрные резиномоторные копии. Цепануло  до слез! Мое любимое направление в бескрайнем море авиамоделизма. Много я ими занимался в давние годы. 
 
РУ модели напрочь лишили времени на резиночки. А ведь тянет и мечтается построить резиночку. 
 
Собственно,  моя первая  копия в моделизме был резиномоторный АИР-6 в 20-м масштабе. Когда же это было? Вроде как в 1976г. Тогда в 73г вышла книга Костенко И.К. «Советские самолеты» с разделом о резиномоторных копиях. Я просто «заболел» ими на всю жизнь.
 
Тот АИР-6 получился практически  нелетучий. Сосна , липа , крошки бальзы на оперение. Технологии и сечения от кордовых бойцовок, которыми я в то время занимался в кружке. Бегал АИР по земле с небольшими подскоками… Потом был АИР-3 в том же масштабе, уже подлетывал на пару метров. Потом построился еще АИР-6 , уже в размахе 750мм , поизящней. Полетел по прямой с руки! Но навыков регулировки таких копий не было, все экспериментально, десятки падений и ремонтов… Но это уже были полеты!
 
Много лет все не оставляла мысль повторить тот первый свой проект… почти через полвека и немного с другими подходами.
 
В 2015г. довелось попасть в ОКБ им. А.С.Яковлева и пообщаться с Юрием Засыпкиным – автором многочисленных публикаций о самолетах А.С. Яковлева , изучить архивную папку с материалами по АИР-ам, посмотреть модели Яковлевских самолетов в музее ОКБ.
Ю.Засыпкин подарил копию оригинальной, самой знаменитой фотографии АИР-6 ( борт С-254 и С-253 во время перелета).air6__01.jpg
В ОКБ сделали мне копию того самого чертежа АИР-6, который публикуется во всех известных публикациях о АИР-6.
По этому чертежу делался музейный АИР-6 в ОКБ, кстати чертеж и музейная модель в 20-м масштабе. air6__02.jpg air6__03.jpg
 


#2 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 11 Jul 2023 - 22:53

Какие же бывают резиномоторные копии.
 У нас в стране этот класс моделизма исторически очень слабо развит, хотя за рубежом резинки всегда были весьма популярны и по ним проводились и проводятся масса соревнований.
 
Можно конечно делать модель вообще не привязываясь ни к каким правилам, но все же наиболее популярные спортивные классы резиномоторных копий:
 
1. Класс FAI F4F «Peanut» размах крыла 330 мм . Пожалуй самый популярный и распространённый класс  в мире по числу моделей и проводимых соревнований . Своеобразное судейство стенда и упор сделан на продолжительности полета. Соответственно модели чрезвычайно легкие и могут иметь отступления от геометрии прототипа , что учитывается правилами стенда. Соревнования зальные, так как на открытом воздухе их запускать проблематично из-за веса.
 
2. Класс «Pistacio» размах крыла 203мм. Правила аналогичны. Менее популярный чем «Peanut» , но фантастически сложный! Удел упоротых профи до потери пульса. Действительно сделать в этом размере копийную модель с деталировкой и временем полета в районе минуты – это просто за гранью. А ведь делают. Я тоже пару раз пытался и даже что-то получалось. Но увы, этот класс уже не для меня – зрение, руки уже не те…
 
3. Масштаб 1:20 «чехословацкие» правила. Соревнования, в основном, проводились в Чехословакии. Упор сделан на копийность стенда и реализм полета. Продолжительность не так важна.. Есть просто «спортсмены-монстры» этого класса, делающие фантастические модели по копийности и полету. Это Антонин Алфери, Любомир Каунти Очень интересный класс, так как модели одного масштаба и размер модели более крупный чем 330мм, но и не очень большой (в основном от 400 до  600 мм для большинства одномоторных прототипов) это позволяет проводить соревнования и в крытых залах и на воздухе в тихую погоду. 
 
4. Класс FAI F4D . Единственное ограничение – полетный вес не более 150гр. Стенд судится по правилам F4C. Судейство полетов ориентировано на реалистичность, а не на продолжительность. В принципе, в этот класс вписываются и все предыдущие три класса. Тоже очень интересный класс, так как можно делать уже очень большие резиномоторки для открытого воздуха. 
 
Размеры резиномоторных моделей-копий. 
Все упирается в количество оборотов, на которые можно завести мотор. Увеличение поперечного сечения мотора ведет к уменьшению оборотов. Мотор (резина TAN-2) с двумя нитями 2х1мм  и базой порядка 200мм (например на «Peanut») можно завести до 1200 – 1500об., что даст продолжительность полета до полутора минут на легкой модели (5 – 6гр) . Увеличение размера модели ведет к увеличению массы модели. Нагрузка полетного веса/ на мм2 сечения мотора требует увеличения поперечного сечения мотора, и соответственно снижается количество оборотов заводки. На открытом воздухе можно добиться хорошего набора высоты за время работы мотора, и потом на планировании со свободно крутящимся пропеллером получить удовлетворительную продолжительность полета. Эта зависимость размера модели и возможной продолжительности полета отражена в правилах. Похоже размер 330 мм и есть та «золотая середина» компромиса между копийностью и продолжительностью полета резинки.
 
Ну а я все же склоняюсь к размеру модели в масштабе 1/20. Это всецело отвечает моим желаниям сделать линейку копий одного масштаба.
Чрезвычайно интересен и масштаб  1/10. Это, пожалуй, грань разумности использования резиномотора для копии , и с другой стороны возможность получить конверсию в РУ для зальных полетов и безопасные полеты на ограниченных площадках в городе. У меня были эксперименты с моделями-копиями 10-го масштаба, как резиномоторными, так и с РУ. Тема захватывающая!
 

  • Bil это нравится

#3 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 11 Jul 2023 - 23:04

Итак, решил я сделать еще раз АИР-6 в 20-м масштабе с резиномотором.
На основе чертежа от ОКБ им А.С.Яковлева, делаю свои рабочие чертежи-плазы для сборки элементов модели                                                                                     
air6_01.jpg  air6_02.jpg                                                                                                                                                                                          
Необходимо внести ряд изменений в геометрию прототипа для хорошо летающей резиномоторной копии-копии. 
 
1. Так как на модели  мы не имеем тяжелого мотора в носу , а ц.т. резиномотора в середине базы мотора, то для получения нужной центровки нужно будет делать очень легкой хвостовую часть и чуть удлинить носовую часть 
 
2. На модели свободного полета из-за отсутствия управления по тангажу для стабильного полета необходимо увеличить коэффициент продольной устойчивости Аг.о. до значения около 0,55. Это значит надо увеличить площадь горизонтального оперения на 15 – 20% к геометрии прототипа
air6_03.jpg
 
3. Воздушный винт большого диаметра и шага вносит дестабилизирующий фактор в путевую устойчивость, поэтому желательно киль также увеличить по площади на 10 -15% от копийной геометрии
 
4. Поперечное V крыла также желательно увеличить на 1.5 – 2 град. для устойчивости по крену
 
5. Винт увеличивается до 25 – 30% размаха крыла для получения удовлетворительного времени раскрутки
 
6. Шасси удлиняется до минимального зазора между винтом и землей при стояночном положении модели для обеспечения возможности взлета с колес.
 


#4 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 11 Jul 2023 - 23:21

Когда же я делал последний раз резиномоторную копию? Ох, давно это было. Где-то  лет 13 - 15 назад. 

Делаю все по классике, из легкой бальзы

air6_04.jpg Нервюры бальза 0.09г/см3 , толщина 1мм

air6_05.jpg пакет на угольных стерженьках

air6_06.jpg Собрал каркасы консолей

air6_07.jpg Что-то я перебрал с сечением лонжеронов и кромок. Да, давно не делал резиночки. Руки как грабли!  :shocked:


Сообщение отредактировал AFed: 11 Jul 2023 - 23:21


#5 Goscha

Goscha

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 858 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 12 Jul 2023 - 08:49

 

 
На основе чертежа от ОКБ им А.С.Яковлева...

Чертежи ДСП? :)



#6 Vertikal

Vertikal

    Активный участник форума

  • Пользователи
  • 102 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Саратов

Отправлено 12 Jul 2023 - 09:02

Чертежи ДСП? :)

Поддержу просьбу!



#7 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 12 Jul 2023 - 23:20

Этот чертеж не ДСП. 

Вот оригинальная калька его на формате А1:

air6__08.jpg

А мне сделали его копию (показан в 3-м сообщении)

Чертеж делался для изготовления масштабной музейной копии АИР-6.

И потом широко использовался в печати : Книга "Советские самолеты", журнал "Моделист Конструктор", Книге для копиистов 

 

В архивном отделе ОКБ я тщательно просмотрел папку по  АИРам. Там только фотографии и некоторые описания с испытаний, отчеты. Рабочих чертежей не сохранилось., хотя самолет строился серийно. Такая же картина и с другими Яковлевскими самолетами 30-х годов. 

Так что этот чертеж, пожалуй,  самый достоверный по АИР-6, так как сделан работниками ОКБ, хотя и для модели.

 



#8 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 13 Jul 2023 - 07:17

Г.О. и В.О..  собирается из реечек легкой бальзы и ламинированных законцовок 1мм бальзы в три слоя на ПВА. Бальза распаривается в кипятке и формируется на пенопластовой оправочке

 

air6_11.jpg Стабилизатор увеличен по площади на 20% к копийным обводам.. Копийная площадь Г.О. дает коэффициент продольной устойчивости  Аг.о. = 0,45 , что маловато для свободнолетающей модели. Увеличиваю его до 0.55 Это тоже маловато, но все же.

 

air6_09.jpg Киль также увеличивается по площади пропорционально копийному на 15%. Это уже интуитивно, их опыта. Много площади киля не бывает, особенно для резинок

air6_10.jpg   Носовая часть фюзеляжа также интуитивно увеличиваю по длине на 15мм. Чувствую ,что с таким коротким носом будут проблемы с центровкой. Но потом, после окончательной сборки не исключено, что верну нос к к копийной длине, если АИР будет смотреться неправильно. Все таки носовая часть очень определяет внешний вид . Оперение увеличенной площади не так бросается в глаза.

air6_08.jpg Вот первая ферма готова.

Клею все на настоящем авиационном эмалите. Это  старинная авиамодельная технология, которая дает очень прочный каркас из тончайших реечек. Место стыка на двух деталях грунтуется жидким эмалитом, потом клеится капелькой густого,  а потом после сборки на стапеле все стыки проливаются жидким эмалитом пару раз. В итоге жидкий эмалит заливает все стыки, образуя галтели в углах из целлулоида- своеобразные уголочки. Происходит упрочнение бальзовой реечки в зоне стыка. При необходимости можно переклеить стык, размочив его жидким эмалитом.

Циакрин не идет ни в какое сравнение!  


Сообщение отредактировал AFed: 13 Jul 2023 - 07:23

  • Goscha это нравится

#9 Bil

Bil

    RCHOBBY TEAM

  • Модераторы
  • 1965 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 14 Jul 2023 - 00:12

Знакомая технология, где то я её уже видел, по моеиу и "Илья Муромец" изготавливался аналогично, Хотя размерчмк тоже имеет значение.



#10 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 14 Jul 2023 - 07:11

Да, и 3-х и 6-ти метровый "Муромца", правда бальза чуть потолще :)

 

Вот м собрался предварительный кит-наборчик 

air6_12.jpg

air6_13.jpg

Да, как полезно иногда малюченькие резиночки делать. Руки теряют чувствительность на "монстро"-РУ моделях. Собрал, и пока не очень доволен. Толстое и грубое все!

Стабилизатор 1,6 гр. получился это до фига! Зачем такие лонжероны на крыле?  Вечная борьба за вес и прочность  - победила последняя :shocked:

Ладно продолжим сборку, посмотрим , что получится , будет точка отсчета.


Сообщение отредактировал AFed: 14 Jul 2023 - 07:18

  • Goscha это нравится

#11 Goscha

Goscha

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • 858 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург

Отправлено 14 Jul 2023 - 08:19

Этот чертеж не ДСП. 

Вот оригинальная калька его на формате А1:

Да, это от души, замечательно. Если Вы являетесь калькодержателем, то изыщите, пожалуйста, возможность сделать скан в формате А1, сохраните на каком-нибудь общедоступном дисковом пространстве и опубликуйте ссылку в соответствующем разделе форума.Это возможно?



#12 Bil

Bil

    RCHOBBY TEAM

  • Модераторы
  • 1965 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 14 Jul 2023 - 10:51

.....Стабилизатор 1,6 гр. получился..

Взвесил свой, обтянутый и проэмаличенный
У меня чуда не получилось.
20230714_103216.jpg

#13 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 14 Jul 2023 - 22:59

. Если Вы являетесь калькодержателем,

Калькодержателем чертежа является ОКБ им.А.С.Яковлева. Этот снимок я сделал в архивном отделе ОКБ.

 

Начинается сборка фюзеляжа

air6_14.jpg Сначала устанавливаются все поперечные стержни одинаковой длины

air6_15.jpg Собирается на пенопластовом стапеле, тщательно контролируя все перпендикулярности/параллельности

air6_16.jpg Добавляются боковые нервюры под стыковку консолей

Добавляются стрингера бока и гаргрота.

air6_17.jpg Нос моделируется в 3d и распечатывается зона мотора с окнами под цилиндры из легкого пластика на 3d  принтере

Остальная часть капота зашивается пластинками 2мм бальзы по корабельной технологии и обрабатывается 


Сообщение отредактировал AFed: 14 Jul 2023 - 23:01

  • Goscha это нравится

#14 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 14 Jul 2023 - 23:07

air6_18.jpg После склейки каркас тщательно малкуется по всем лонжеронам и стрингерам 

air6_19.jpg На этом этапе консоли получились по 4,5гр фюзеляж 10,5гр, стабилизатор 1,6гр,  киль 0,8гр

air6_20.jpg Все готово к обтяжке!

На этапе проектирования под удельную нагрузку на несущую площадь 9г/дм2 весовая сводка (предварительная) выглядела так:

air6_25.jpg


Сообщение отредактировал AFed: 14 Jul 2023 - 23:11


#15 Bil

Bil

    RCHOBBY TEAM

  • Модераторы
  • 1965 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 15 Jul 2023 - 08:07

Взлётный вес 44 гр, приразмахе 600 мм , очень хорошее соотношение.
У меня на пенопластовом Ньюпоре не получилось так облегчить.

#16 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 16 Jul 2023 - 09:19

Я как то делал эксперименты по изготовлению одинаковых моделей класса "Peanut" 330мм из бальзы(каркас+обтяжка) и пенопласта (шариковый от упаковок) . Вес получился соизмеримый, У пенопласта даже легче , но при условии фанатичного его вышкуривания, минимума клея на стыки и отсутствия  покраски. Клеил на ПВА, Из пенопласта получилось очень быстро и просто и вполне прилично по виду.

Вот эта моделька:  

https://youtu.be/-nXcubdqvIU

Прикрепленные изображения

  • air6_21.jpg
  • air6_22.jpg
  • air6_23.jpg
  • air6_24.jpg


#17 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 16 Jul 2023 - 09:45

к предыдущим фото (не успел комментарии сделать :shocked: :

 

Модель АИР-6 планируется в основном для открытого воздуха, поэтому делаю ее  избыточно прочной, на долгую эксплуатацию, да и руки не те после долгого перерыва с зальниками..

Обшивка по классике - микалентная бумага (20г/м2) на авиационном эмалите. Консоли при первых пропитках сушу в примитивном стапеле, закрепляя переднюю и заднюю кромки ао избежание поводок. Стараюсь сделать ровные крылья. В процессе отладки полета будет добавлена отрицательная крутка по концевым хордам разная для левого и правого крыла. Но это потом. 

Микалентная очень прилично тянет каркас, поэтому надо его делать более прочным, чем это требуется по прочности. Но и такие модельки потом живут десятилетия!

На обшивке набрал около 3-х грамм. 



#18 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 17 Jul 2023 - 07:19

Сборка АИРа делается на таком простом стапеле, V крыла увеличено к к опийному на 2 градуса. 

air6_26.jpg Хвостовое оперение пока приклеивается точечно по передней кромке и по задней, по 0-градусам относительно строительной горизонтали. В процессе регулировки возможно надо будет менять его угол деградации относительно крыла .Крыло вклеено с копийным углом атаки, порядка 2-х градусов

air6_27.jpg Собирается ферма шасси из проточенных бамбуковых стержней. Подкосы - из твердой бальзы копийного сечения.

air6_28.jpg

air6_29.jpg   Пока сделал небольшой винт диаметром 155мм х  относительный шаг 1,1  для отладочных полетов, так  как с маленьким винтом легче отрегулировать модель и понять ее тенденции. Потом диаметр и шаг будет увеличен.



#19 Bil

Bil

    RCHOBBY TEAM

  • Модераторы
  • 1965 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт Петербург

Отправлено 17 Jul 2023 - 21:30

Подкосы крыла и шасси из чего сделаны, бамбук?



#20 AFed

AFed

    Участник форума

  • Пользователи
  • 81 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Обнинск

Отправлено 17 Jul 2023 - 23:01

Да, шасси из проточенных бамбуковых стержней, а подкосы из бальзы.

 

Итак начинается предполетная подготовка  перед покраской и окончательной деталировкой

Установил короткий резиномотор (по базе) из 6-ти нитей 2х1 резины TAN-2 - вес 3,8гр.

air6_31.jpg   Центровка, как и ожидалось, оказалась задней в снаряженном состоянии,  порядка 50%САХ

Догрузил в нос 5,6гр свинца до получения центровки в районе 28% САХ

Небольшая предполетная фотосессия в этом состоянии модели. 

air6_30.jpg

air6_32.jpg  Полетный вес составляет 41,5гр (включая балансировочный груз)

air6_33.jpg   К первым отладочным полетам  ГОТОВ!


Сообщение отредактировал AFed: 17 Jul 2023 - 23:03





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика